САЙТ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ ГРИГОРЬЕВА И.Н.

«КТО ВЛАДЕЕТ ИНФОРМАЦИЕЙ, ТОТ ВЛАДЕЕТ МИРОМ» (У.ЧЕРЧИЛЛЬ)

Логотип4Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение — технологии обучения информационного века. Их использование продиктовано временем. Настанет момент, когда дистанционные образовательные технологии прочно утвердятся в сознании учащихся и родителей, станут полноценной частью системы образовательного процесса современной школыМКОУ «Михайловская СОШ №1»к этому готова, а Вы?

Историческая справка.

В декабре 2008 года, являясь заместителем директора МКОУ «Михайловская СОШ №1», я работал над формированием единого информационного пространства школы. Среди проводимых мною мероприятий были установка и настройка многоцелевого школьного сервера. Подбираядля него различные бесплатные операционные системы, мне под руки попался дистрибутив AltLinux Школьный сервер. Нет, в итоге я не на нем настроил сервер для школы, но в его составе был уже работоспособный сервер LMS Moodle, который меня очень заинтересовал. Первое знакомство с этой средой дистанционного обучения (СДО), простота настройки и работы в ней открыли мне перспективы ее использования в преподавании информатики в школе.

Используя инструкции и описания с различных ресурсов Интернета, к концу 2009 года я успешно освоил все возможности СДО Moodle и опробовал ее использование на уроках информатики в старшем звене. В тот период наш школьный сервер еще не имел выхода в Интернет и Moodle использовался только внутри локальной сети. Но даже тогда эта система позволяла мне, как учителю информатики, создавать электронные задания, тестовые опросы и, соответственно, формировать базу данных успеваемости учащихся.

С ноября 2009 года у нашего школьного сервера появился выход в Интернет, правда доменного имени не было и доступ к нему с домашних компьютеров осуществлялся по IP-адресу. Это событие расширило функциональное использование СДО Moodle. Я стал на уроках информатики использовать компьютерные домашние задания, оформлять дополнительную информацию по темам для одаренных детей. Среда превратилась в полноценную электронную интерактивную рабочую тетрадь по информатике.

Весной 2010 года, по просьбе администрации школы, я выступил на одном из педагогических советов школы, где описал возможности и принципы использования СДО в образовательном процессе. По просьбе педагогического коллектива были организованы школьные учебные курсы в рамках которых я обучал учителей нашей школы работе в Moodle: создавать и структурировать курсы, наполнять их информацией, создавать тесты, задания и т. д. В итоге, к концу 2010 года дистанционные технологии использовали в образовательном процессе еще несколько моих коллег.

В сентябре 2010 года наш Moodle переехал на хостинг Ru-center (предоставленный бесплатно в рамках акции для образовательных учреждений) и получил доменное имя. Это позволило использовать более новую версию СДО, немного ускорить его работу, а значит и увеличить количество пользователей этой среды.

В период 2010 и 2011 годов я расширил охват учащихся, обучаемых информатике, с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО), используя Moodle для 7-9 и 10-11 классов. Регулярно проводимые мной обучающие семинары по использованию СДО для учителей нашей школы, расширили количество учебных предметов, преподаваемых с использованием дистанционных технологий: информатика, иностранные языки, русский язык и литература, природоведение, биология и технология. Учителями стали разрабатываться и курсы по подготовке к экзаменам, а также дистанционные конкурсы и олимпиады.

Осенью 2011 года Интернет-провайдер выделил школе еще один IP-адрес, к которому мне удалось привязать и настроить свободный сервер видеоконференций BigBlueButton. Он легко интегрировался с СДО Moodle. Мощности сервера BigBlueButton хватало на комфортную единовременную работу 30 пользователей с использованием трансляции звука и видео. В период морозов и карантина в школе стало возможным проведение полноценного удаленного online урока. Как руководитель районного методического объединения учителей информатики, я стал использовать сервер видеоконференций для проведения online заседаний и вебинаров.

Огромный толчок развитию внедрения дистанционных технологий дало вступление нашей школы в 2012 году в Краевую Программу внедрения ДОТ в образовательный процесс школ Алтайского края. Дополнительное финансирование позволило школе расширить канал Интернета, провести курсовое повышение квалификации учителей нашей школы по использованию дистанционных технологий и электронного обучения в образовательном процессе на базе Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (АКИПКРО). Количество учителей школы, заинтересованных в применении ДОТ выросло, возникла необходимость увеличения мощности сервера СДО Moodle. Администрацией МКОУ «Михайловская СОШ №1» было принято решение об использовании для этих целей платного хостинга. В итоге наш Moodle переехал на хостинг RISP.ru в городе Новосибирске и обзавелся доменным именем moodle.mihschool-1.ru, где и находится по сегодняшний день.

В течение 2012-2013 учебного года мне и моему коллеге удалось успешно использовать возможности Moodle в обучении информатике в начальной школе со 2 по 4 классы. Причем мы оба отметили, что в начальной школе процесс внедрения ДОТ в обучение информатики прошел значительно интереснее и легче в силу возрастных особенностей и сложившегося мировоззрения молодого поколения.

В сентябре 2013 года Администрация школы утвердила общий Проект экспериментального внедрения ДОТ на начальной ступени образования. Суть его заключалась в следующем: традиционная форма обучения в субботний день заменялась дистанционной формой обучения, то есть в выбранном для эксперимента классе изучение предметов (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, технология) сводилось к смешанной (очно-дистанционной) форме: пять дней в неделю — очное обучение в школе, в субботу — дистанционная форма обучения. Проект с января по май 2014 года реализовывался на базе одного из третьих классов. По результатам анкетирования всех участников образовательного процесса в данном классе и 2014-2015 учебный год для учащихся прошел полностью по уже освоенной смешанной форме.

В сентябре 2014 года в Проект экспериментального внедрения ДОТ вступили учащиеся одного из вторых классов. Теперь и 2015-2016 учебный год учащиеся этого класса заканчивают по смешанной системе уже как участники школьной Программы «Развитие дистанционного образования учащихся через внедрение модели «5+1» в образовательный процесс школы».

Итак, что же мы имеем на данный момент?

Долгий путь развития, реализация программ информатизации школы, обмен опытом со школами Алтайского края и города Екатеринбурга, курсы и семинары, проводимые АКИПКРО, краевая Программа внедрения ДОТ в образовательный процесс, а так же дополнительное финансирование способствовали успешному формированию в школе необходимой материальной и кадровой базы для использования ДОТ в обучении школьников.

На конец апреля 2016 года общая статистика использования СДО Moodle такова:

  • общий объем информации, занимаемой средой на хостинге, более 12 Гб;

  • в системе зарегистрирован 691 пользователь, включая учителей, учащихся со 2 по 11 классы и учащихся, и учителей школ района;

  • ежемесячно в систему осуществляется более 5000 уникальных входов;

  • учителями используется (разработано и еще в разработке) более 40учебных курсов;

  • банк вопросов тестовых заданий содержит более 12000 вопросов различных типов.

Кроме учебных курсов в СДО используются курсы для организации дистанционных олимпиад и конкурсов, подготовки учащихся сдаче к ЕГЭ и ОГЭ, элективных курсов и курсов внеурочной деятельности.

ДОТ и Moodle стали частью системы учебной и внеучебной работы школы. Анкетирование показало, что 95% учителей нашей школы готовы оказывать образовательные услуги и использованием дистанционных технологий и такой спрос со стороны учащихся и их родителей, особенно по модели «5+1», есть.

Краевой конкурс дистанционных курсов 2015 года еще раз показал, что проделанная в школе за все эти годы работа по внедрению ДОТ прошла успешно. Пятеро учителей нашей школы стали абсолютными победителями этого конкурса и теперь активно распространяют свой опыт на семинарах, конференциях и методических объединениях различного уровня.

Выпускниками нашей школы постоянно отмечается, что применение ДОТ в школе значительно упростило их обучение в ВУЗах, причем как очное, так и заочное. Для них выполнение дистанционных заданий — привычное дело.

Ложка дегтя!

Однако накопленный опыт и анализ использования ДОТ в нашей школе позволяет говорить о проблемных направлениях этой деятельности.

Я выделяю три основных:

  1. Отсутствие полноценных дистанционных курсов, то есть курсов без очного взаимодействия учителя и учащихся.

  2. Отсутствие постоянного сетевого взаимодействия с учителями и учащимися других учреждений муниципалитета и края.

  3. Отсутствие опыта использования ДОТ для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объяснить отсутствие опыта по данным направлениям можно просто: нет заказа со стороны общественности.

Учащихся и их родителей вполне устраивает сложившаяся в нашей школе система обучения. В школеиспользуется только смешанное обучение, то есть использование дистанционных образовательных технологий в нашей школе, по большому счету, является поддерживающим традиционное очное обучение (внутришкольная модель). Полностью дистанционных курсов в школе пока нет ни по одному предмету урочной или внеурочной деятельности. Представления о школе родителей и учащихся все еще традиционные: школа — это урок, учитель, ученик, парта и т. д. Внедряемая модель «5+1» показала, что ученики и их родители готовы перевести в дистанционную форму только часть очных урочных занятий и то не по всем предметам. Предметы, которые изучаются из расчета 1 урок в неделю переводить полностью в дистанционную форму родители и учащиеся просто отказываются. Для таких предметов у нас есть опыт чередующегося расписания, то есть одну неделю урок по одному предмету дистанционно, другую неделю - по второму предмету, затем наоборот.

Мы готовы распространять накопленный опыт внедрения ДОТ и использовать его для обучения и взаимодействия с учащимися и учителями других школ района и Алтайского края. Однако на данный момент активного взаимодействия нет, лишь только частные случаи. Я нахожу этому только единственное объяснение:сложившееся в районе ревностное соперничество образовательных учреждений. Многие учителя других учреждений района считают, что сетевое взаимодействие наших учителей сих учениками снизит их авторитет или ,в конечном счете, переманит учащихся в стены нашей школы. Поэтому всеми силами пытаются этого не допустить. При всём этом позиция муниципальных органов управления образованием нейтральна: мероприятия, направленные на популяризацию сетевого взаимодействия между образовательными организациями, не проводятся.

Выводы.

ДОТ и ЭО — технологии обучения информационного века. Их использование продиктовано временем. Настанет момент, когда дистанционные образовательные технологии прочно утвердятся в сознании учащихся и родителей, станут полноценной частью системы образовательного процесса современной школы. МКОУ «Михайловская СОШ №1»к этому готова, а Вы?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить